В своей книге “Бизнес-презентация: руководство по подготовке и проведению” Джин Желязны вспоминает:
“В самом начале моей карьеры у меня было несколько любимых карикатур, которые я использовал во вводной части презентаций в бизнес-школах. Публика смеялась, и я чувствовал себя прекрасно, но через некоторое время я понял, что юмор лишь маскировал мою нервозность, просьбу к слушателям быть милосердными. Со временем я отказался от этих костылей, осознав, что моей аудитории нужна серьезная часть презентации. Сегодня я по-прежнему использую юмор, но в более конструктивной форме. “
Поговорим о юморе, уместности и характере шуток во время проведения презентации.
Когда вы задумываете и репетируете презентацию, вы не должны забывать главное: цель бизнес-презентации – убедить в чем-то ваших слушателей. Если вы потратили несколько минут и сотни слов на то, чтобы в головах слушателей утвердилась какая-то мысль, не расслабьте их шуткой настолько, что они эту мысль потеряют. Юмор – это замечательно, если ваша мысль стала более рельефной. Отвлеченные шутки и истории пользы не принесут.
Можно использовать юмор, как используете картинку или график – чтобы передать основную идею ярче и объемнее. Если шутка или рассказанный случай произошли в вашей практике, и касаются канвы выступления – прекрасно! Продемонстрируйте, как ваш опыт подтверждает высказываемые идеи. Сделайте это ярко, эмоционально, сыграйте этот сюжет.
Собираясь шутить, серьезно задумайтесь о корректности и уместности. Не затроньте чьих-либо чувств или пристрастий (религиозных, патриотических, расовых). Не допускайте неестественных натянутых шуток в компании, которая, например, только что перенесла какой-либо финансовый удар или преодолевает кризис.
Если шутки натуральные, спонтанные и даются вам легко – это прекрасно. Но они не должны быть направлены прямо или косвенно ни на кого из присутствующих. Выступающий на бизнес-презентации – не резидент “Камеди клаб” или “Кривого зеркала”. Права на такие шутки и истории у вас нет. Спровоцируете в зале волну самозащиты, слушатели переключатся на мысли о том, что они не хотели бы оказаться на месте вашей жертвы.
Слушайте и смотрите на аудиторию, получайте обратную связь. Если кто-то в аудитории не “заводится” от шуток и историй, воспринимает их мрачно, лучше в данном выступлении отказаться от забавных вставок. “Друзья” переживут, а “враги” не будут копить негатив. Если смеются не все, но по меньшей мере после шутки оживляются – меняют позу, оглядываются по сторонам, значит, цель достигнута – вы их немного встряхнули.
Завершить эту короткую заметку я хотел бы тоже словами Джина Желязны:
“Если вы сомневаетесь, стоит ли использовать юмор – не делайте этого. “